Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Городские библиотеки"
город Котельнич

  Центральная городская библиотека
  имени Л.Н. Рахманова

   

Детско - юношеская библиотека
имени А.С. Пушкина


Библиотека семейного чтения (филиал)
(ул.Победы, 48)

Л. Рахманов: известный и неизвестный

Леонид Рахманов и Евгений Шварц

 Евгений Львович Шварц (1896-1958) широко известен как драматург-сказочник, написал пьесы «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Голый король», сценарии к фильмам «Золушка», «Дон Кихот», «Первоклассница». Другом Е.Шварца был Леонид Рахманов.

Из дневников Е.Шварца.
23 июля 1942 г.: «17 июля я уехал в Котельнич, гостил у Рахманова и пробовал делать то, что умею хуже всего - собирал материалы для пьесы об эвакуированных ленинградских детях. Рахманов принял меня необычайно приветливо и заботливо. Вероятно, благодаря этому я чувствовал себя там спокойно, как никогда до сих пор в гостях. Видел эвакуированные из Пушкина ясли, детская санатория бывшая. Говорил с директоршами – это было очень интересно, но как все это уместится в пьесу, да еще и детскую? Когда бомбили станцию, педагог, выдержанная и спокойная женщина, была так потрясена и ошеломлена, что сняла зачем-то туфли и, шепча ребятам «тише, тише», повела их за собою, как наседка цыплят, и спрятала их в стог сена. И ребята послушно шли за нею на цыпочках молча и покорно, старательно спрятались. Это только один случай».
Мудрый Евгений Шварц, друживший с Рахмановым, понял в нем очень много. Он писал в дневнике:
5 апреля 1956 г.: «Рахманов Леонид Николаевич – человек худенький, роста –выше среднего… Много знает. Читает не по-литературоведчески, но со страстью, по писательски, со многими книгами отношения у него личные, словно с людьми.И критикующих подобные книги не прощает, как будто обидели его близких. Самолюбив, что, возможно, и есть главное бедствие его жизни. Пишет мало, или, точнее, мало делает. Он охотнее берется за дела второстепенные. Неудача здесь не ударит по самолюбию так больно. И вторая беда - недоверчивость. Не к людям. К судьбе. К своему счастью. Ко всему, от большого до малого… Он очень умен. И несомненно талантлив, но своими руками засыпает нафталином и запечатывает сургучом живые источники и заливает кипяченою водой огонь в своей душе».
6 апреля 1956 г: «…Я близко познакомился с ним в эвакуации, приехав к нему в Котельнич. Если Петербург – самый умышленный из городов, то Котельнич – самый нечаянный, словно против воли выступивший из грязи. У Рахмановых было веселей. Кирпичный домик. Полукруглый балкон без перил, выходящий в садик. Но кусты выглядели старенькими, дом казался утомленным. Какое-то благородство и внутреннее угадывалось в отце Рахманова. Это был человек тоже худенький и роста выше среднего».
7 апреля 1956 г.: «…Город казался недоброжелательным. Стареющие кустики с трудом удерживали редкую листву. Настоящее было невесело, будущее – неясно, и все же посещение Рахмановых радовало. Я словно попал в страну, где говорят на родном языке. Спали мы с Рахмановым на сеновале и перед сном говорили, говорили, понимая друг друга с непривычной легкостью …Здесь чувствовалась семья, что тоже радовало в эвакуации».
8 апреля 1956 г.: «Мы не только на сеновале говорили обо всем на свете. Мы и бродили по городу унылому, словно перемогающемуся, и дождь то и дело загонял нас на чужое крыльцо. Когда усиливался. А в промежутках – моросил. Когда зашли мы в городской сад, с фанерными киосками, и стендами для газет и плакатов, и гимнастической лестницей, и поперек установленным на двух стоянках бревном для детских игр, дождь и вовсе прекратился. А Леонид Николаевич рассказывал о детстве. Этот город, мертвый для меня, для него жил каждой своей улочкой. Впрочем, и для него город был уж не тот. В двадцатых годах весь его почти уничтожил пожар. Может быть, поэтому выглядел город больным? Ходили мы гулять за город. Видели борозду картошки, отведенную учреждению, где работал отец семейства Рахмановых. Просторное поле, и на каждой борозде - палочка с фамилией владельца. Выходили на обрывистый берег. За ним домики. За долиной широкая река свинцового цвета. Солнце так и не показывалось в мой приезд. А за рекой начинался лес, такой высокий и густой, с таким чувством достоинства, что город после него выглядел еще более вороватым, безбилетником. Скоро Леня переехал в Москву. Снимал комнату в одном из особнячков в переулках возле Садовой, в районе ближе к Кудринской площади. Одноэтажный домик, дворик, поросший травой…Рахманов был все так же близок. И все казался земляком, понимающим с полуслова»
Шварц Е. Живу беспокойно…: Из дневников.-Л.: Сов.писатель, 1990.-752 с.

Леонид Рахманов и Константин Паустовский

В сентябре 1956 года во время совершения круиза вокруг Европы на теплоходе «Победа» встретились впервые К.Паустовский и Л.Рахманов. С самого начала дальнего плавания обнаружилось удивительное совпадение их интересов. Оба взяли с собой четвертый том собрания Бунина, приложения к старой «Ниве», и, раскрыв книгу на очерке «Храм Солнца», сравнивали описание Черного моря и турецкого берега с собственными впечатлениями, «не спуская глаз с горизонта». Для обоих это была первая заграничная поездка, во время которой они были неразлучны целый месяц. Подробно об этом описано Рахмановым в очерке-эссе «Путешествие с Паустовским». Паустовский был «прирожденным скитальцем…с откровенным, жадным, можно сказать, с детским любопытством вбирал он в себя путевые картины…Константин Георгиевич был образцовым дорожным спутником: добрый, веселый, заботливый, не по возрасту подвижный, легко подбиваемый на любое приключение, лишь бы оно сулило открытия, умножало опыт при одном условии – чтобы ни на волосе шило раз навсегда установленных им для себя нравственных правил. Я редко встречал таких честных, кристально чистых и рыцарских людей, как Константин Георгиевич…»
Леонид Николаевич понял и рассказал о необыкновенном человеке и писателе так верно и с такой любовью, что и сам вызывает у читателей горячую симпатию своей удивительной душевной тонкостью и чистотой.
Вот как откликнулась на этот очерк вдова Паустовского Татьяна Алексеевна, прочитав его в октябре 1973 года в журнале «Нева»: «Дорогой Леонид Николаевич! Спасибо Вам за Константина Георгиевича и за то, что прислали мне журнал. К каждому напечатанному слову, о К.Г. я отношусь внимательно, но не всегда с благодарностью. Вам же большое спасибо. Я не перестаю удивляться, как Вы за такой короткий срок ухватили точно – черты характера, которые Вам в пути показал Константин Георгиевич. У него сложный характер, но иногда он открывался или, вернее, приоткрывал себя…»
Дружба писателей продолжалась и в последующие годы, вплоть до смерти Константина Георгиевича. Были нечастые встречи, остались письма, телеграммы, подаренные книги.
«Дорогой Леонид Николаевич! …Я отпечатал около 500 фотографий. Есть очень хорошие (без хвастовства) – особенно Акрополь, Сорренто и Париж. Вам пока посылаю только фотографии, где Вы присутствуете в разных видах и качествах…Все время вспоминаю наше путешествие, с нежностью думаю о Вас и благодарю судьбу за то, что она милостлива ко мне и дает мне возможность встречать хороших людей…Ваш К.Паустовский» 24 ноября 1956 г.Москва
Из письма К.Паустовского Л.Н.Рахманову 15 марта 1958 г.Таруса
«Дорогой Леонид Николаевич! Спасибо Вам за память, за письмо. Я постоянно вспоминаю Вас, с какой-то особенной трогательностью, вспоминаю наше плавание и открываю в нем все больше и больше интереснейших частностей, которые сразу почему –то не запомнилось, а всплывают сейчас…Как Вы? Не болейте, ради бога. Так хочется увидеться с Вами, приехать в Ленинград, но из-за астмы я прикреплен к Тарусе. Даже в Москву врачи меня не очень пускают. Напишите, когда Вы будете в Москве….Ваш К.Паустовский»
Паустовский К.Г.Собрание сочинений. Т.9. Письма 1915-1968.-М.:Художественная литература, 1986
О неизвестной переписке Леонида Рахманова и Лидии Делекторской //Земля Вяткая,-2009.-3 декабря .-№18.-с.2.

Леонид Рахманов и Лидия Делекторская

Лидия Делекторская – русская переводчица, секретарь великого французского художника XX века Анри Матисса (1869-1954). Преданный друг и помощник художника, служению которому была посвящена ее жизнь, Л.Н. Делекторская вдохновила Матисса на многие его произведения. Ее облик запечатлен в полотнах маслом, рисунках, печатной графике.


Матисс А.
Портрет Л.Н.Делекторской холст масло

В домашнем архиве Рахманова хранятся неопубликованные письма писателя и переводчицы Лидии Николаевны Делекторской: 23 авторские копии писем Рахманова и 38 писем, открыток Делекторской, написанных в период с 1958 по 1887 год. По выражению дочери Рахманова Наталии Леонидовны, письма отца – «целый пласт его внутренней жизни и тоже связанный с литературой, культурой».
Лидия Делекторская – эмигрантка первой волны, ее родители в двадцатые годы XX столетия переехали во Францию. С 1932 по 1954 г.г. работала секретаршей и помощницей Анри Матисса и после его смерти участвовала в издании монографий о художнике. Она устраивала выставки его работ, в том числе и в России, подарила работы Матисса Эрмитажу и Московскому музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Работала переводчицей, благодаря ее переводам французы познакомились с творчеством К.Паустовского. По заказу издательства Луи Арагона перевела более 12 книг Паустовского. Она не получила специального образования, но обладала безупречным вкусом, огромным трудолюбием и профессионализмом, на всю жизнь сохранила любовь к России и родному языку.
С творчеством Паустовского Лидия Николаевна познакомилась случайно, получив от ленинградских друзей его книгу, и сразу пленилась его стилем, языком, самобытностью. И долгие семь лет она переводила для себя.
Познакомились Л.Рахманов, К.Паустовский и Л.Н.Делекторская в Париже в 1956 году.


Париж, у Лувра. 1956 г. Слева направо: Д.А.Гранин, Л.Н.Делекторская, К.Г.Паустовский,
Е.И.Катерли, Л.Н.Рахманов. Фото Е.Адант (Париж).
Из архива музея-центра (Фонд Л.Н.Делекторской)

Из письма Л.Делекторской: «Мы, конечно, уже взяли билеты и на Вашу пьесу, и на Чехова. Рада за Вас, что Вы представляете советскую драматургию, и за себя, так как наконец узнаю, что и как Вы пишете. Я в книжных магазинах литературы на иностранных языках давно искала Ваше имя, но Ваши книги уже распроданы, а заказов они не принимают…А Вам, дорогой Леонид Николаевич, чего же пожелаешь? Ведь уже не успеха! Ну пожелаю, чтобы Вы стали человеком менее скрытным, чтобы Ваша душа, которой я рада была в Вашем письме, была видна явно, а не только угадывалась прорывом в мимолетном, сразу задернутом просвете, который я все же уловила в те два дня Вашего пребывания в Париже и не забыла…» (12 июня 1958 г.)
Увлеченность Рахманова творчеством Бунина передалась Лидии Николаевне. В январе 1961 года она пишет: «Дорогой Леонид Николаевич, благодаря Вам и мысленно благодаря Вас, я, наконец, читаю Бунина. Я очень рада его читать. Он довольно терпкий, но один из лучших из тех, что я читала…».
Из письма Рахманова, датированного 20 января 1972 г.: «Пишу воспоминания о встречах с разными литературными и театральными людьми, в том числе немножко и о Паустовском (на большее не имею права – мало встречались). Это будет книга ранних рассказов и поздних воспоминаний». Обо мне хватит. А вот вы – молодчинище! Перевели уже 11 книг Паустовского и «пыхтите» над 12-й – это большое дело. Видите, как повернулась Ваша судьба после встречи с Паустовским в 1956 году?! Горжусь, что был свидетелем, очевидцем этого знакомства! Подумать только, прошло уже пятнадцать с лишком лет со дня этой встречи!»
Последнее письмо Делекторской из Парижа датировано 14 апреля 1987 года. Рахманов получил его за год до своей кончины.
Кармазина Т. К.Г.Паустовский в переписке Лидии Делекторской и Леонида Рахманова//Мир Паустовского.-2001.-№18.-с.134-138


Л.А.Рахманов и киностудия "Ленфильм"

Киностудия «Ленфильм» - одна из крупнейших кинокомпаний России, подаривших стране не один десяток киношедевров. Много лет работал на киностудии консультантом и членом сценарно-редакционной коллегии наш земляк, именитый писатель Леонид Николаевич Рахманов. На главной странице сайта «Ленфильм» наряду с фамилиями режиссеров за большой вклад в развитие советского киноискусства  стоит фамилия Л.Н.Рахманова.

С конца 1930-х годов Леонид Николаевич Рахманов был неизменным членом художественного совета киностудии «Ленфильм». В 1935 году по инициативе редактора сценарного отдела Ленфильма А.И.Пиотровского ему предложили написать сценарий о К.А.Тимирязеве.

В 1937 году на экраны страны вышел художественный фильм по сценарию Л.Н.Рахманова «Депутат Балтики», который является достижением советского киноискусства. Он вошел в список 100 великих отечественных кинофильмов.

В основу сценария «Депутата Балтики» легла  биография  русского ученого К.А.Тимирязева. Яркий образ неутомимого борца, патриота своей страны был блестяще создан   актером  Николаем Черкасовым. Актер вспоминал: «Когда я прочитал первую редакцию сценария, то сразу почувствовал: хочу, могу и должен играть эту роль...». Николай Черкасову было 33 года, а предстояло сыграть 75-летнего пожилого профессора.

Николай Черкасов

Искусный художник ‑ гримёр Анжан уверенно брал усы, бороду, наклейки, ловко манипулировал ножницами и гребёнками, волосы артиста подкрасил, а у висков наложил серебристые пряди. Работа над внешним обликом Полежаева длилась около четырех часов. Оператор Михаил Каплан вспоминал: «Когда мы через день пришли в „директорский“ зал и осветился экран — в первое мгновение мы как будто оцепенели: прямо на нас шаркающей походкой шёл высокий седовласый старец с живым проницательным взглядом, высоким лбом мыслителя и мальчишеской улыбкой. Мы услышали старческий голос, в котором моментами прорывались высокие энергичные нотки — характерная особенность полежаевского голоса, найденная Черкасовым уже тогда и сохранившаяся на протяжении всей картины».

Н.Черкасов в роли профессора Полежаева

Ассистента профессора Полежаева сыграл Олег Жаков. Сурового балтийского матроса  Александр Мельников.  Прославленный мхатовец Борис Ливанов был утвержден на роль студента Бочарова. На роль Марии Александровны пригласили артистку Марию Домашеву из Ленинградского театра драмы. Фильм был снят  в рекордно короткие сроки за 5 мес. Премьера «Депутата Батики» состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций. В марте 1937 года фильм вышел на экраны страны. Равнодушных не было. В адрес съёмочной группы начали приходить письма и телеграммы со всех концов страны. В том же году на Международной выставке в Париже фильм получил высшую премию «Гран-при».  В 1946 г на VII Международном кинофестивале фильм был удостоен латунной медали. В адрес авторов фильма начали поступать письма из-за рубежа. Один из отзывов:  «Депутат Балтики» - один из прекраснейших фильмов когда – либо виденных мною: человечный, простой, задушевный, глубоко захватывающий и волнующий».

Работа всей съёмочной группы оценивалась чрезвычайно высоко, но, пожалуй, самый большой успех выпал на долю Николя Черкасова. «Это был гениальный актёр, — говорил кинорежиссер Александр Зархи. — Он до такой степени вживался в образ, проникал в характер своего героя, что после команды „Мотор!“ я буквально физически ощущал, как на него накатывали десятки прожитых лет. Это выражалось в каждом жесте, даже в движении его пальцев». Николай Черкасов в 1937 году был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР.  Это единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.

Леонид Николаевич Рахманов  является  автором киносценария об А.Невском «Кто с мечом войдет» (1953) и двух сценариев о М.В.Ломоносове - «Михайло Ломоносов» (1954) и «Явление Венеры» (1961). Цветной историко-биографический художественный фильм «Михайло Ломоносов»  по его киносценарию  был снят в 50-х годах. Роль Ломоносова прекрасно сыграл народный артист СССР Борис Ливанов.    В фильме снимались знакомые старшему поколению актеры Тамара Алешина, Юрий Толубеев.

Б.Ливанов в роли М.Ломоносова

В книге «Чет-нечет» напечатано письмо известного режиссера Григория Михайловича Козинцева, который в 1965-71 годах руководил режиссерской мастерской «Ленфильма»,  Леониду Николаевичу: «Нас много, Ваших друзей, на Ленфильме. Вы для нас родной человек, вовсе не «Лицо, именуемое автор», а один из людей, строивших нашу кинематографию. Вы пришли к нам, засучили рукава и взялись за работу. Разве «Депутат Балтики» был просто удачным фильмом? Вспомним только, что началось с Вашего сценария? Началась жизнь Черкасова в искусстве; Зархи и Хейфиц стали  настоящими режиссерами; впервые на экране появился образ интеллигента в революции.

А  Ваш труд продолжался. Неторопливо и спокойно Вы разбирали фильмы на художественных советах, помогали молодым авторам, сами писали, и опять брались за чужие рукописи. А потом Ваш труд входил в общее усилие. И даже когда в титрах не стояла Ваша фамилия, без Вас многие из этих работ не стали бы удачей. С Вами в кино пришла литература, культура…»

Он был редактором очень сложных и важных фильмов. Его советы по литературной части фильма всегда были точны и доброжелательны, учитывали намерения авторов и замысел картины. Леонид Николаевич редактировал сценарии таких известных фильмов как «Балтийское небо», «Поднятая целина», «Дама с собачкой», «Король Лир» и другие.

Леонид Николаевич помог молодым сценаристам Юрию Клепикову (Фильм «Пацаны», «Не болит голова у дятла»), В.Михайлову, Ю.Авербаху («Степень риска», «О тех, кого люблю») стать высокими профессионалами.

Киновед, главный редактор 1-го творческого объединения «Ленфильм», заслуженный деятель искусств Фриджетта Гургеновна Гукасян писала:  «Он был внимателен к слову, подробностям, деталям, любил чистую русскую речь…»

«Удивительное дело! Писатели считали его своим, кинематографисты своим… Это может говорить только  об одном – о безмерной одаренности Леонида Рахманова…» - писал директор киностудии «Ленфильм» 1997-2002 Виктор Сергеев.

Киностудия «Ленфильм» в 1998 году   установила мемориальную доску (архитектор В.С.Васильковский) на доме 1/7 по наб. р. Мойки со следующим текстом:

"В этом доме с 1950 по 1988 год жил писатель

Леонид Николаевич Рахманов".

Памятная доска выполнена к 90-летию со дня рождения писателя.

Обратная связь

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше?
© Муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки" г.Котельнич
612600 г.Котельнич ул.Советская, д. 145, тел(факс) 4-04-78, 4-03-92
e-mail: kotmugb@rambler.ru

Создание сайта: Александр Вылегжанин
e-mail: to_sasha@mail.ru



Яндекс.Метрика